РЕЛИГИЯ АФГАНИСТАНА - св. 90% нас-я исповедует ислам (80% — сунниты, 18% — шииты), ост. исповедуют сикхизм, индуизм, иудаизм и др. религии. Ислам (араб. — покорность богу) возник на рубеже VI—VII вв. в Хиджазе, а его распространение на тер-рии совр. Афг-на относится к VII—VIII вв. Основателем ислама считается Мухаммед, проповедь которого получила широкое распространение после его переселения из Мекки в Медину 622 г. Это переселение (хиджра) является нач. датой мусульман, летоисчисления. Ислам — монотеистическая религия, провозгласившая поклонение единому богу (аллаху). Осн. догмат: "Нет бога, кроме аллаха и Мухаммед — пророк его". Мухаммед считается последним из всех пророков, передавших людям божественное откровение. Заповеди его изложены в священной книге мусульман — Коране ("чтение"), составленной в сер. VII в. и до нач. VIII в. подвергшейся некоторым изменениям. Коран предусматривает для правоверного мусульманина 5 осн. религиозных обязанностей: признавать догмат о единстве божьем; 5 раз в день совершать намаз (молитву); соблюдать месячный пост (рамазан); платить налог (закят) в мусульман, казну, если тому не препятствует болезнь или отсутствие ср-в; совершать паломничество (хадж) в свящ. город мусульман — Мекку. Еще одна обязанность мусульман, иногда включаемая в число осн., — война с неверными или "война за веру" (джихад). Эта идея использовалась во мн. войнах, причинами которых не всегда были религиоз. разногласия. Коран состоит из 114 глав (сур), каждая из которых делится на отд. стихи — айаты. Осн. направления ислама — суннизм и шиизм. Сунниты признают наряду с Кораном сунну — устное свящ. Предание, состоящее из множества кратких рассказов (хадисов) об отд. событиях жизни, поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Сунниты Афганистана являются приверженцами ханифитского толка, основатель которого — Абу Ханифа. Одна из особенностей этой веры заключается в том, что ее сторонники допускают некоторое использование местного светского права. Ислам суннит, толка исповедуют пуштуны, узбеки, таджики, чараймаки, туркмены, белуджи, киргизы, нуристанцы. Шиизм возник еще в VII в. как партия приверженцев халифа Али. Шииты признают сунну лишь частично и противопоставляют ей свое собств. свящ. предание (ах-бар), восходящее к халифу Али, не признают избираемых центр, дух. общиной суннитских халифов (т.е. приемников Мухаммеда), допускают наличие у человека свободы воли, в то время как сунниты полагают, что человек не в состоянии ничего изменить в своей предначертанной богом судьбе. Догматические расхождения между суннизмом и шиизмом исторически отражали интересы разл. гр. в верхах мусульман, общины и б-бу за власть между преемниками Мухаммеда. Шиизм исповедуют хазарейцы, гор. таджики, персы, кизылбаши. Общины шиитов гл. обр. в Кабуле, Герате, Газни, Хазараджате. Среди шиитов существует секта исмаилитов, ее название от имени седьмого имама — Исмаила, от которого ведут свой род главы исмаилитской секты — "имамы времени". Вождем исмаилитов в период спецоперации был Сайд Мансур или Хан Ага. Исмаилиты живут в Баглане, Самангане, Бамиане, Бадахшане. В Афг-не имелось св. 20 тыс. мечетей. Наиб, почитанием пользуется мечеть Роузайи-шариф в Мазари-Шариф (XV в.), построенная ок. предполагаемого места захоронения имама Али, соборная мечеть в Герате (XIII в.), мечеть Абу Насра Парса в Балх (XV в.), Кабул, мечети Шах ша-хид (XX в.) и Пули хишти (XIX в.). Широко распространено почитание мазаров — сооружений, воздвигаемых в памятных местах, связанных с жизнью того или иного святого, либо на его могиле. Всего насчитывалось ок. 8 тыс. таких мест. Иногда около могил святых воздвигается мечеть. При мазарах живут служители культа, совершающие молитвы или религ. обряды для паломников, выслушивающие обеты и принимающие за это от верующих подношения деньгами, одеждой, пищей. В дни религ. праздников число паломников к мазарам возрастает. Численность богословов и служителей культа среди населения велика — ок. 300 тыс. При мин. юстиции ДРА функционировал совет уле-мов (ученых-богословов). Такие советы были и в пров. Проведенная в июне 1980 первая в истории Афг-на конференция улемов образовала Высший совет улемов страны. Решением Рев. совета при СМ ДРА было создано Главное управление по вопросам ислама. Но очень быстро новая власть, поставив целью ликвидировать религию, оттолкнула от себя духовенство. Базируясь на глубокой религиозности населения, силы внутр. и внеш. оппозиции активно и эффективно использовали ислам, лозунги в качестве иде-ол. основы б-бы с правительством ДРА, НДПА и ОКСВ (см. Ислам).
|