МИНИРОВАНИЕ ДУШМАНАМИ ДОРОГ, РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ НИХ, МАРШРУТОВ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЙСК - одна из форм б. д. НВФ. При минировании использовались контактные, радиоупр. мины и фугасы, мины с дополнит, зарядом ВВ. магнитные мины и мины с пластмассовым корпусом, что затрудняло их обнаружение. Широкое применение нашло новое ВВ, на запах которого не реагировали собаки минно-розыск-ной службы. В каждом конкретном случае действия душманов зависели от условий рельефа местности, наличия сил и ср-в для проведения диверсий, степени обеспечения безопасности движения сов. и афг. войск. Минирование дорог осуществлялось обычно в темное время суток спец. гр. численностью от 3 до 10 чел. каждая, прошедших подготовку в Пакистане и Иране. В зависимости от характера местности применялись разл. способы минирования. Как правило, мины рассчитывались на подрыв транспортных ср-в. В некоторых случаях подрывы осуществлялись до подхода колонн с целью повреждения дорож. полотна и задержки движения. Нередко минирование являлось составной частью общих комплекс, действий и предшествовало обстрелам и нападениям на колонны. Минирование обычно проводилось в узких местах дорож. коммуникаций, т.е. там, где ограничена видимость и затруднены маневр и объезд. Для направления транспорта по заминир. уч-ку на подъездах к нему создавались искусственные препятствия. Способы и технология минирования очень разнообразны. На дорогах с твердым покрытием мины устанавливались на съездах и обочинах, под асфальтом и бетоном, путем подкопа под них сбоку или в местах нарушенного полотна дороги. Часто устанавливались мины бескорпусные или в пластмас. корпусе, обнаружение которых затруднено ср-ми инженер, разведки. Для увеличения силы взрыва во мн. случаях закладывались фугасы из неразорвавшихся авиабомб и арт. снарядов. Применялись фугасы направленного взрыва, предназначенные для уничтожения автотранспорта и поражения л/с. Обычно это были фугасы, начиненные различ. кусками гильз от снарядов, при взрыве которых образовывалось множество осколков. На коммуникации Герат-Кандагар, например, для поражения б. техники и транспортных ср-в устанавливались мины нажимного действия, поставляемые из Ирана. На обочинах дорог, в местах возможных остановок колонн Устанавливались разл. фугасы с электровзрывателями и противопехот. мины с целью подрыва техники и л/с, Располагающегося на отдых. Практиковалась установка мин на неизвле-Каемость. Имели место случаи привлечения душманами к минированию дорог местных жителей и даже детей. В 1986-1988 участились случаи применения управл. по проводам или по радио мин и фугасов, устанавливаемых на протяжении целого участка дороги и предназначенных для одновр. подрыва всей или значит, части колонны. В действиях душманов при минировании дорог прослеживалась оп-ред. система. При закладке мин из состава НВФ выделялось несколько чел., вооруженных РПГ и пулеметами, для прикрытия гр. минирования. Осн. состав в это время вел наблюдение за появлением патрулей и случайных машин. Если минирование происходило вблизи постов и сторожевых застав, то выделялся расчет РПГ, который вел наблюдение за появлением бронеобъектов и их поражения. Интенсивность минирования дорог значительно возрастала при проведении войск, операций частями сов. и афг. войск. При этом душманы учитывали, что воин, колонны, особенно афг., возвращались в пункты постоянной дислокации по тем же дорогам, по которым выдвигались в р-н б. д. При устройстве засад минирование проводилось с обеих сторон дороги на случай рассредоточения л/с и тех-ки с началом обстрела.
|